Прокуратура Кайбицкого района разъясняет
Выступления работников прокуратуры Кайбицкого района на собраниях граждан по месту жительству в январе 2021 года.
Как обезопасить себя от действий мошенников по хищению денег с банковских карт
По итогам 12 месяцев 2020 года на территории Кайбицкого района зарегистрировано 110 преступлений, что на 3,8% больше, чем за АППГ (106) (по РТ +8,1%).
Произошел рост тяжких преступлений на 77,8 %, 16 против 9 за АППГ. Из 16 тяжких преступлений 7 составляют хищения, совершенные с использованием банковских карт.
В ходе анализа причин совершения данных киберпреступлений установлено, что мошенники выдают себя за банковских работников, специалистов служб социальной защиты, вводя в заблуждение граждан, выясняют у них персональные данные, информацию о банковской карте/счете, используют полученные сведения в корыстных целях.
При этом особенно уязвимыми являются пожилые люди и подростки.
Распространение получила схема, когда по телефону собеседник представляется сотрудником банка, говорит о том, что сработала система безопасности, и в данный момент по карте клиента проводится подозрительная операция. Чтобы ее остановить, необходимо назвать, к примеру, кодовое слово или ПИН-код.
В дальнейшем мошенники, применяя психологические манипуляции, давят на людей, стимулируют их к совершению определенных действий со счетом или карточкой, необходимых для похищения денежных средств. Зачастую гражданам на телефон присылают SMS-сообщения подобного содержания.
Так, 20 ноября 2020 года ОМВД России по Кайбицкому району возбуждено уголовное дело по заявлению жителя района по факту хищения денег с банковского счета по п. «г» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса РФ.
Установлено, что потерпевшему по телефону обратились неустановленные лица, которые представились сотрудниками службы безопасности банка. Они сообщили, что на него оформлена кредит и, чтобы аннулировать заявку, нужно подать встречную заявку. Мошенники также сообщили ему, что списанные деньги нужно вернуть на его банковский счет.
Потерпевший действовал по указанию позвонивших, назвал код из СМС. В результате чего, с его банковской карты были похищены 80485 руб.
Ответственность за использование чужого доверия с целью завладения средствами, привязанными к платежной карте, предусматривается статьей 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Существует несколько способов, дающих возможность преступникам распорядиться средствами с чужой банковской карты:
- мошенник может завладеть чужой банковской картой и ПИН-кодом к ней обманным путем;
- карта может быть похищена тайно или открыто, а ПИН-код может быть подсмотрен; снят на микрокамеру, установленную рядом с банкоматом и направленную на устройство ввода; считан при помощи специальной накладной клавиатуры.
Это не исчерпывающий перечень действий преступников по завладению денежными средствами с использованием кредитной карты.
Узнать информацию об имени держателя, срок окончания действия и CVC-код платежной карты, используемой для покупок и платежей в Интернете, мошенник может на порталах, не снабженных дополнительной защитой (3D-secure) в виде подтверждения транзакции посредством СМС-сообщения.
Кроме того, зачастую мошенники представляются сотрудниками банков и других известных компаний и по телефону обещают своей жертве кредиты под низкий процент, сообщают якобы о выигрыше в конкурсе или о поступлении платежа, который можно получить, произведя определенные действия через банкомат.
В результате указанных действий преступников, неподготовленный человек может запросто остаться без денежных средств на своем банковском счете.
Для защиты от подобных мошенников следует придерживаться некоторых правил:
- никогда и никому, ни при каких обстоятельствах нельзя передавать такие конфиденциальные данные, как логин, пароль или реквизиты вашей банковской карты (секретный код безопасности CVV2, подтверждающий подлинность карты, имя ее владельца, срок действия) и, разумеется, ПИН-код. Кроме того, если банковская карта привязана к номеру сотового телефона с функцией отправки СМС-сообщений с кодом подтверждения операции с картой, нельзя сообщать данный код другим лицам;
- необходимо выбирать банкоматы, расположенные внутри офисов банков или в охраняемых точках, оборудованных системами видеонаблюдения;
- необходимо при вводе ПИН-кода закрывать клавиатуру банкомата рукой;
- при возникновении проблем нельзя пользоваться советами "случайных помощников", лучше сразу позвонить в банк и заблокировать карту. Если карта осталась в банкомате и не известен телефон банка, можно позвонить в компанию, осуществляющую техническое обслуживание банкомата (номер должен быть указан на терминале);
- в случае потери карты или при наличии оснований полагать, что третьи лица узнали ее реквизиты, необходимо срочно обратиться в банк и заблокировать ее;
- необходимо помнить, что банки не рассылают сообщений о блокировке карт, а в телефонном разговоре не выспрашивают конфиденциальные сведения и коды, связанные с картами клиентов;
- необходимо незамедлительно информировать банк, эмитента карты или кредитора, если в банковских отчетах и отчетах по кредитным картам имеются транзакции, которых Вы не совершали. Необходимо отслеживать списания с карты, обращать внимание на те, которые Вы не узнаете или которые подозрительно выглядят;
- не стоит принимать всерьез звонки с предложением малорискованных и высокоприбыльных инвестиций, особенно если оппонент настаивает на немедленном вложении денег, гарантирует высокие прибыли, обещает низкий или вообще отсутствующий финансовый риск;
- нельзя принимать всерьёз сообщения о выигрыше или о Ваших высоких шансах выиграть в лотереях, конкурсах или играх, в которых не принимали участие, особенно, если предлагают отправить деньги на оплату "налогов", "сборов" или "таможенных платежей", прежде чем выслать Ваш выигрыш.
Кроме того, есть ряд правил, соблюдение которых поможет сохранить денежные средства при осуществлении платежей или банковских операций с помощью сети Интернет:
- не переходить по ссылкам, указанным в поступивших сообщениях, потому что безопаснее вводить ссылку вручную на уже проверенном сайте в строке браузера.
- обязательно проверять адресную строку, если поступил запрос на повторную авторизацию, чтобы убедиться, на том ли сайте находитесь;
- перед вводом логина и пароля, проверять, защищено ли соединение (наличие перед адресом сайта букв "https" говорит о защищенном соединении);
- всегда проверять источник входящих писем и сообщений, ведь может быть небезопасным даже письмо, присланное лучшим другом, так как его могли также обмануть или взломать телефон, почту, аккаунт;
- не заходить в интернет-банк с чужих компьютеров или телефонов (если пришлось это сделать, то по завершению сессии необходимо нажать "Выход" и очистить кэш-память);
- не вводить без необходимости свои персональные данные, помимо логина и пароля;
- лучше использовать сложный пароль для входа в личный кабинет, а также одноразовые пароли, запрашиваемые банками для подтверждения действий в личном кабинете;
- оперативно уведомлять банк при получении подозрительных сообщений на телефон, не звонить по указанным в них номерам. Также необходимо информировать банк в случае смены номера или утраты SIM-карты;
- установить пароль на телефон и не снимать блокировку с экрана при посторонних лицах;
- запретить оператору связи замену SIM-карты по доверенности;
- до совершения покупки в интернет-магазине необходимо собрать информацию о продавце: физический адрес продавца (не абонентский ящик), его телефон, отзывы в Интернете. В случае негативных отзывов, сведений об обмане и т.д., лучше не рисковать;
- использовать для покупок в Интернете банковскую карту с высокой степенью защиты;
- игнорировать сообщения с просьбами предоставить личную или финансовую информацию;
- необходимо помнить, что фальшивые письма и фальшивые сайты могут во всем повторять дизайн настоящих, но гиперссылки, скорее всего, будут неправильные, с ошибками или будут отсылать не туда. По этим признакам можно отличить фишинговое письмо от настоящего.
В случае если Вы все же стали жертвой мошенников, Вам необходимо обратиться с заявлением в дежурную часть отдела полиции или в прокуратуру района.